Будьте абсолютно уверены в том. что вы вернули панели ее прежнюю форму с помощью рихтовочного молотка и удалили мелкие выемки и что полностью готовы к окончательной доводке. Имейте в виду, что большинство опытных мастеров-кузовщиков могут обработать панель так, что для окончательной доводки практически нет необходимости в использовании свинцовой или полимерной шпатлевки для окончания работы. Они могут выровнять металл за несколько минут работы напильником или шлифовальной машинкой.
Некоторые великие кузовщики могут довести обе стороны кузовной панели вообще без использования шпатлевки. Естественно, что эти люди очень опытные и совершенствовали свое мастерство в течение 20-30 лет. Не рассчитывайте, что вы достигнете такого уровня при выполнении своего первого кузовного ремонта. Независимо от этого вы должны стремиться к тому, что нужно довести кузовную панель с помощью минимального количества шпатлевки.
Когда вы считаете, что панель находится в максимально гладком состоянии, то сможете начать работу кузовным напильником.
Напильники
Хотя существует много различных видов напильников, мы уделим внимание специальным кузовным напильникам (см. рис.). Главная задача такого напильника - выравнивание и доводка листового металла и шпаклеванных поверхностей.
Кривой или искривленный держатель кузовного напильника регулируется путем вращения поворотной ручки. Используйте искривленный напильник для внутренних и вогнутых поверхностей.
При правильном использовании многочисленные режущие зубцы на поверхности кузовного напильника удаляют небольшие поверхностные неровности, которые выступают над нормальной поверхностью металлической панели. Когда напильник протягивается по только что выровненной поверхности, то зубец напильника срезает выступающие участки и оставляет впадины нетронутыми.
Напильник должен двигаться вдоль самой плоской области головки и удерживается примерно в 30° к направлению движения. Это обеспечивает величину среза примерно 7,5 см, а не равной самому узкому месту напильника. Также, нужно правильно располагать зубцы напильника относительно поверхности металла. Ваши руки будут чувствовать "работу" зубца при движении напильника по панели. Руки будут чувствовать также, когда напильник не срезает материал.
Когда вы двигаете напильником взад-вперед по металлу, то, возможно, будут появляться выемки. Воспользуйтесь рихтовочным молотком для поднимания этих выемок. Делайте это до тех пор, пока их уровень не выровняется до уровня нормальной поверхности. Затем сделайте 2-3 прохода напильником для убирания бугорков, которые образовались от работы молотком. Проверьте остальные вмятины и устраните их.
Кузовной напильник будет хорошо служить вам при таком типе работы, так как он снимает немного металла. Однако, далее мы будем говорить о следующем приспособлении для удаления металла - о шлифовальной машинке, которая удаляет много металла. При ее использовании соблюдайте осторожность, чтобы не сделать панель слишком тонкой.
После выделения бугорков напильником рихтовочный молоток используется для выравнивания их уровня с уровнем окружающего металла.
Рихтовочным молотком можно обрабатывать обе стороны металла. Здесь поднимаются бугорки.
Не ограничивайтесь использованием инструментов только для кузовного ремонта. Для выделения прямого угла используются зубило и молоток с шаровой головкой.
Шлифовальные машинки
Имеется два типа дисковых шлифовальных машинок, один из которых мы рассмотрим более детально. Второй тип мы обсудим в одной из следующих глав. Первый тип называется шлифовальной машинкой для кузова. Второй тип называется дисковой шлифовальной машинкой двойного действия. Машинка двойного действия используется главным образом на окрашенных поверхностях для удаления краски или для выглаживания поверхности. Кузовная шлифовальная машинка снимает металл. Это устройство мы сейчас и обсудим. Подобно напильнику, шлифовальная машинка для кузова может быть использована для выявления небольших выемок в металле. Соблюдайте осторожность, чтобы не убрать слишком много металла. Также будьте осторожны и избегайте попадания края рабочего диска на соседние детали. Если это произошло, то довольно большой участок может быть снят в той области, где этого быть не должно.
При вращении рабочего абразивного диска с частотой несколько сотен оборотов в минуту машинка сможет сама "гулять" по панели без помощи со стороны работающего. Если вы никогда не работали с такой машинкой, то потренируйтесь на ненужной панели и лишь потом переходите к ремонтируемой кузовной панели.
Помните, что кузовная шлифовальная машинка быстро удаляет металл. Пользуйтесь ей очень осторожно и соблюдайте все правила техники безопасности.
Размер рабочего диска
Размером диска считается его диаметр. Диаметр диска может изменяться от 18 до 23 см, но диск не должен быть больше задней подложки более чем на 2,5 см. Это предотвратит нагрузку на машинку и возможность разрушения или слетания диска.
Зернистость
Абразивны диск обозначается номером зерна, который может изменяться от очень мелкого (от №180 до №200) до очень грубого (№ 16). Как можно видеть, чем меньше номер, тем грубее зерно. Большинство кузовщиков предпочитают зернистость №34-36 для всех работ, кроме доводки. Эти диски могут быть сплошного заполнения или несплошного заполнения.
Диски сплошного заполнения имеют абразивные зерна, которые полностью покрывают заднюю поверхность диска. Диски сплошного заполнения лучше всего использовать для удаления металла.
Диски несплошного заполнения имеют пространство между абразивными частицами, оставляя заднюю часть частично незаполненной. Это позволяет диску несплошного заполнения быть более гибким с меньшей тенденцией к перегрузке. Обычно такие диски используются для удаления краски.
Правила техники безопасности
Кузовная шлифовальная машинка является очень опасным инструментом, если пользоваться ей неправильно. Соблюдайте все правила техники безопасности, пользуйтесь защитными очками или маской. Даже если частицы диска отлетают в сторону, то они могут отскочить от поверхности и попасть в лицо. Бывали случаи, когда диски разваливались при работе, нанося травмы работающему или находящимся рядом с ним людям. Попросите зрителей держаться подальше, когда вы работаете со шлифовальной машинкой.
Думайте о шлифовальной машинке так, как будто это циркулярная пила, а вращающийся диск - это круглое лезвие. Если они упадут или коснутся вашего тела, то это может стать причиной серьезной травмы. Такие случаи уже были. Поэтому постоянно помните о соблюдении правил техники безопасности при работе.
Практика
Лучше всего практиковаться на верхней кромке крыла. Там вы можете стоять, работать на плоской поверхности из стороны в сторону, а на искривленной поверхности - вперед и назад.
Держите машинку обеими руками, включите ее и поднесите к металлу. Удерживая машинку так, чтобы абразивный диск был под небольшим утлом к поверхности металла и придавите его к крылу, используя только вес машинки.
Как только диск коснется крыла, то машинка будет двигаться в направлении, противоположном направлению движения диска в точке контакта. Когда вы прошли примерно 60 см влево или вправо (в зависимости от того, вы правша или левша), наклоните машинку в противоположном направлении. Она начнет автоматически двигаться в другом направлении. Наклоняя машинку вверх или вниз или вправо-влево, вы сможете контролировать направление ее движения.
Упражняйтесь со шлифовальной машинкой до тех пор, пока вы не станете хорошо чувствовать ее движение. Хотя с помощью кузовной шлифовальной машинки вы сможете снять много металла, можно снять и небольшое количество металла, если вы будете правильно использовать инструмент и с правильным диском.
Профессиональные кузовщики часто используют дисковую шлифовальную машинку вместо кузовного напильника из-за скорости работы. Не пытайтесь делать это, если вы неуверенно работаете с машинкой. Далее описаны приемы работы с машинкой.
Сделайте машинкой один или два прохода по обработанной молотком поверхности вправо или влево. Так же как напильник, абразивный круг выявит бугорки и оставит мелкие вмятины нетронутыми. С помощью рихтовочного молотка поднимите вмятины, затем пройдите машинкой еще раз по обрабатываемой поверхности. Не снимайте слишком много металла для выявления впадин. При этом металл станет тонким и панель может деформироваться из-за тепла, выделяемого при работе машинки. Постарайтесь обеспечить как можно более легкое касание металла машинкой.
После рихтовки, обработки напильником и машинкой пройдите по ремонтируемой поверхности еще раз напильником для выявления оставшихся неровностей. На поверхности металла будет много следов от работы машинки, поэтому мелкие неровности будет трудно увидеть и даже ощутить рукой. Финальные один или два прохода напильником выявят эти неровности.
При использовании шлифовальной машинки на вогнутой поверхности часто бывает невозможным проходить машинкой слева направо поперек вогнутости. В этом случае машинкой нужно работать вдоль из самой удаленной от вас области к области, которая находится ближе всего к вам. Включите машинку у самого дальнего края металла и тяните машинку к себе. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока не обработаете весь нужный участок.
Некоторые кузовщики обрезают диск машинки в форме звездочки для предотвращения того, чтобы диск врезался в металл. Такая форма диска позволит краю диска скользить, а не резать. Очевидно, что чем более жесткий диск, тем больше лучей звездочки нужно будет вырезать на диске.
Комментарии к этой статье