1. Система организации ТО и ТР определяет рациональную стратегию поддержания и восстановления работоспособности автомобильного парка и создает проектно-технологическое обеспечение мероприятий инженерно-технической службы. Основные подфакторы характеризующие системы организации ТО и ТР:
- повышение уровня обоснованности системы;
- обеспечение выполнения рекомендаций и нормативов системы;
- совершенствование организации управления системы;
- информационное обеспечение процессов управления, обеспечение рациональной технологической, учетной и другой документацией по ТО и ТР;
- совершенствование проектной документации по строительству и реконструкции предприятий;
- повышение адаптивности ТЭ к изменению конструкции автомобилей и условиям эксплуатации.
2. Производственно-техническая база обеспечивает материальные условия выполнения рекомендаций системы ТО и ТР. Составляющие ПТБ - это здания, сооружения, технические средства хранения и выполнения ТО и ТР. Основные подфакторы характеризующие ПТБ:
- повышение уровня обеспеченности производственной базы;
- оптимизация мощности и структуры ПТБ;
- оптимизация пропускной способности, типизация средств обслуживания;
- повышение уровня механизации, автоматизации и роботизации технологических процессов;
- специализация предприятий ПТБ;
- кооперация предприятий ПТБ на отраслевом и региональном уровнях.
3. Персонал, уровень квалификации и заинтересованность которого создает условия для качественного и производительности выполнения ТО и ТР, а также экономии ресурсов. Основные подфакторы характеризующие персонал:
- обеспечение персоналом;
- повышение квалификации;
- совершенствование систем стимулирования труда персонала;
- обеспечение стабильности трудовых коллективов;
- повышение престижности профессий;
- развитие коллективных форм труда.
4. Система снабжения обеспечивает техническую эксплуатацию запасными частями, материалами, автомобилями и агрегатами. Основные подфакторы характеризующие системы снабжения:
- совершенствование норм расхода горюче-смазочных и других материалов;
- обеспечение оптимизации резерва;
- совершенствование процесса обмена изделий при КР;
- совершенствование процесса получения новых автомобилей;
- создание резерва производственных площадей, оборудования, персонала;
- создание резерва исправных автомобилей.
5. Подвижной состав, исходный уровень, а также возраст и структура которого определяют при прочих равных условиях объем и характер необходимых работ ТО и ТР. Основные подфакторы характеризующие подвижной состав:
- повышение исходного и реализуемого уровней качества и надежности изделия;
- повышение качества восстановления и КР изделий;
- повышение качества эксплуатационных материалов;
- изменение структуры парка (по типам, грузоподъемности, вместимости, специализации);
- управление возрастной структурой парка;
- повышение унификации изделий и материалов.
6. Условия эксплуатации. Основные подфакторы характеризующие условия эксплуатации:
- учет природно-климатических условий;
- учет дорожных условий;
- учет транспортных условий и интенсивности использования;
- выбор автомобилей, комплектующих изделий и материалов с учетом условий эксплуатации;
- использование автомобилей с учетом их технического состояния, возраста и условий эксплуатации.
Анализ состояния производственно-технической базы предприятия автомобильного транспорта по его составляющим.
Первая составляющая
Уровень обеспеченности производственной базы оценивается:
- 1.1. Стоимостью основных производственных фондов в расчете на 1 автомобиль.
- 1.2. Количеством рабочих постов в расчете на 1 млн. км годового пробега парка.
- 1.3. Количеством производственных рабочих в расчете на 1 млн. км годового пробега парка.
Вторая составляющая
Факторы, влияющие на мощностные показатели ПТБ:
- 2.1. Изменение структуры парка по грузоподъемности и вместимости.
- 2.2. Увеличение сектора частных автомобилей, как легкового, так и грузового.
- 2.3. Рост автомобильного парка, особенно легкового, его разнотипности и разномарочности.
- 2.4. Увеличение сектора частных автомобилей: легковых, грузовых малой грузоподъемности, микроавтобусов.
Отдел оперативного управления контролирует состояние производства, выполнение производственной программы, размеры незавершенного производства, очередность автомобилей на ремонт, имеющиеся помехи и отклонения, осуществляет оперативный контроль проведения диагностики ТО-1, ТО-2, производит оперативное планирование, регулирование, учет и контроль выполнения ремонта подвижного состава, определяет очередность, плановое время для выполнения запланированных работ, выдает задания исполнителям, контролирует ход выполнения работ.
Отдел обработки и анализа информации принимает первичные документы для обработки, проверяет правильность их заполнения, подготавливает и обрабатывает информацию с помощью персонального компьютера, производит анализ обработанной информации и передает обработанные материалы руководству для принятия решений, ведет учет пробега автомобилей в лицевых карточках, отмечает замену основных агрегатов, планирует постановку автомобилей на ТО и диагностику.
Рис. 3.8. Производственная структура АТП
6. Технический отдел анализирует результаты деятельности комплексных участков, а также:
- разрабатывает предложения по внедрению новой техники и передовой технологии, совершенствованию организации труда ремонтных работ и ИТР;
- разрабатывает и осуществляет мероприятия по охране труда и технике безопасности;
- организует изобретательскую и рационализаторскую работу и разрабатывает технические нормативы и инструкции;
- обеспечивает технической, проектно-сметной и конструкторской документацией все подразделения производственно-технической службы;
- разрабатывает планы по перспективному развитию производственнотехнической базы АТП и совершенствованию производственной деятельности предприятия, рассчитывает производственную программу предприятия;
- принимает участие в разработке структуры, штатов производственнотехнической службы;
- проводит анализ причин и частоты возникновения неисправностей автомобилей, принимает меры по улучшению качества ТО и ремонта подвижного состава, экономии шин, горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;
- проводит техническую учебу и мероприятия по совершенствованию производственного процесса, внедрению новой техники, рациональной технологии и т. д.
7. Отдел главного механика (ОГМ) обеспечивает контроль технического состояния и правильной эксплуатацией оборудования, систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции, электрических сетей и силовых установок и проводит ТР станочного и другого технологического оборудования, коммуникационных сетей и т. д.
8. Отдел материально-технического снабжения (ОМТС):
- обеспечивает бесперебойное материально-техническое снабжение предприятия материалами, запасными частями, металлом, топливом, комплектующими изделиями, инструментами, спецодеждой, хозинвентарем и др.;
- разрабатывает текущие и перспективные планы материально-технического снабжения предприятия, обеспечивает реализацию выделенных на эти цели фондов;
- принимает меры по предупреждению образования сверхнормативных запасов оборудования и других материальных ценностей;
- организует работу складского хозяйства и т. д.
9. Отдел технического контроля осуществляет (ОТК):
- мероприятия по повышению качества ТО ТР подвижного состава;
- контролирует соблюдение планов-график постановки автомобилей в ТО, соблюдение технологии выполнения ТО и ремонта автомобилей, их агрегатов и узлов непосредственно на рабочих местах;
- участвует в составлении и предъявлении рекламаций заводам-поставщикам на поставляемые материалы, агрегаты и автомобили;
- проводит анализ причин возникновения неисправностей и ходимости подвижного состава, агрегатов и узлов.
Рис. 3.9. Производственные участки СТОА
1. Участок приемки-выдачи автомобилей предназначен для выполнения следующих работ:
- при приемке - внешний осмотр автомобиля; проверка его комплектности, агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля, а также влияющих на безопасность движения, технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем; определение ориентировочного объема, стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов; согласование всех вопросов с владельцем автомобиля, оформление документов.
- при выдаче - контроль выполненных работ, указанных в заказе-наряде, внешний осмотр, проверка комплектности и сдача автомобиля владельцу.
При приемке и выдаче автомобилей возможно и целесообразно использование диагностического оборудования. Организация технологического процесса зависит от производственной программы, площади и оборудования участка.
2. Участок уборочно-моечных работ предназначен для уборки салона кузова автомобиля, мойки двигателя, автомобиля снизу и сверху, сушки и полировки кузова. На современных СТОА, как правило, участки для выполнения этих работ обеспечены необходимым оборудованием и водоочистительными сооружениями. Организация технологического процесса зависит от производственной программы, площади и оборудования участка.
3. Участок диагностирования предназначен для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разработки. Диагностирование представляет собой технологический элемент ТО и ремонта, а также основной метод выполнения контрольных работ. Диагностика позволяет обеспечить высокую эксплуатационную надежность автомобилей, повысить производительность труда и снизить затраты на текущий ремонт, запасные части и материалы.
4. Участок ТО предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в технически исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экономичной их эксплуатации. Независимо от вида ТО крепежные, диагностические, регулировочные, смазочные и шинные работы осуществляют на рабочих постах, оснащенных соответствующим технологическим оборудованием, а комплексные или специализированные работы выполняют в зависимости от объема производственной программы СТОА и метода организации. При родственной технологии работ ТО и ТР выполняются на одних и тех же постах специалистами различных производственных участков.
5. Участок смазочно-заправочных работ предназначен для смены масла и доливки его в двигатель и агрегаты трансмиссии, замены фильтров и смазки сочленений карданного вала, ходовой части, механизмов управления, подшипников ступиц колес, точек кузова в объеме ТО-1, ТО-2 или указанного в талонах сервисных книжек. Отдельные виды смазочно-заправочных работ могут выполняться по заявкам владельцев. Например, смену масла в отдельных агрегатах и смазывание определенных узлов автомобиля можно производить не только на специализированных, но и на других постах в зависимости от объема производственной программы.
6. Участок ТР предназначен для выполнения комплекса работ по агрегатам и узлам автомобиля, неисправность которых нельзя устранить путем регулировочных работ с целью восстановления их параметров и работоспособности. К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосредственно на автомобиле, регулировочные и крепежные работы, устранение неисправностей тормозной и других систем, а также незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки. Рабочие посты участка ТР автомобилей оснащают необходимым оборудованием, подъемными устройствами, приспособлениями и инструментом. Ряд работ, например замена карбюраторов и свечей зажигания по своему характеру не требует применения подъемников и может выполняться на напольных постах или соответствующих автомобиле - местах СТОА, оборудованных передвижными домкратами, приспособлениями и инструментом.
Работы, не подлежащие по своему характеру выполнению на рабочих постах ТР, осуществляют на специализированных участках.
1. Агрегатно-механический участок. На нем выполняются разборочно-сборочные, моечные, ремонтно-восстановительные и контрольные работы по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам, узлам и деталям, снятым с автомобиля, а также слесарно-механические работы с использованием токарно-винторезных, сверлильных и других станков.
2. Аккумуляторный участок. На нем выполняются подзарядка, зарядка и ремонт аккумуляторных батарей, а также (при необходимости) приготовление дистиллированной воды и электролита. Аккумуляторные батареи обычно ремонтируют централизованно на специализированных или крупных СТОА в ремонтном отделении участка, где заменяют заливочную мастику и неисправные детали, отливают свинцовые элементы батарей, наплавляют выводные клеммы и др.
3. Электротехнический участок. На нем выполняются проверка и ремонт агрегатов и приборов электрооборудования, неисправность которых не могла быть устранена на постах ТР после очистки от пыли и грязи, осмотр и испытание на специальных установках. Подлежащие ремонту агрегаты и приборы разбирают на узлы и детали, промывают и просушивают, дефектуют и в зависимости от технического состояния заменяют или ремонтируют, а также проверяют на соответствующем контрольном стенде или установке.
4. Участок ремонта топливной аппаратуры. На нем выполняются разборка карбюраторов с устранением обнаруженных дефектов, подбор жиклеров, проверка уровня топлива в поплавковой камере, а также ремонт и проверка работоспособности топливных насосов и других приборов системы питания. Приборы, требующие ремонта, перед разборкой моют в специальной ванне, а после ремонта испытывают на стендах или установках.
5. Шиноремонтный участок. На нем выполняются демонтаж и монтаж шин, ремонт камер, замена дисков, камер и покрышек, балансировка колес в зависимости от типоразмеров СТОА. Шины очищают, демонтируют на стендах и дефектуют, ободья колес очищают от следов коррозии и окрашивают, камеры ремонтируют наложением заплат и вулканизируют. После сборки колес осуществляют их статическую и динамическую балансировку на специальном стенде.
6. Обойный участок. На нем выполняется ремонт сидений и спинок, производится замена и ремонт обивки потолка, а также изготовление утеплительных чехлов и обивки кузова в зависимости от типоразмера СТОА. Для работы используют специальные швейные машины, верстаки для разборки подушек и сидений, столы и шаблоны для раскройки обивочных материалов, лари и стеллажи. Снятие и замену обивки кузова, а также сидений осуществляют на рабочих постах кузовного участка СТОА.
7. Кузовной участок. На нем выполняется устранение дефектов и неисправностей кузова, возникших в процессе эксплуатации, восстановление первоначальной формы и прочности ремонтируемого кузова, а также выполняют работы по поддержанию кузова и его механизмов в технически исправном состоянии. На участке выполняются следующие виды работ:
- 7.1. Жестяницкие работы, включающие ремонт крыльев, брызговиков, капотов, облицовку радиатора, дверей и других частей кузова.
- 7.2. Разборочно-сборочные работы, включающие снятие и установку дверей, отдельных частей кузова, его механизмов, стекол и других деталей.
- 7.3. Правочные работы, включающие устранение неровностей на деформированных поверхностях, исправление искажений геометрических размеров кузова.
- 7.4. Сварочные работы применяют при удалении поврежденного участка, правочных работах, установке новых участков кузова, заварка трещин, разрывов.
- 7.5. Арматурные работы, включающие ремонт замков, петель, стеклоподъемников, установку ручек, кронштейнов, вставку стекол и окантовок.
- 7.6. Медницкие работы, которые связаны с ремонтом радиаторов, топливных баков, топливо- и маслопроводов.
- 7.7. Кузнечно-рессорные работы.
8. Окрасочный участок. На нем выполняется: окраска кузова и его деталей. В отделении подготовительных работ осуществляют снятие старой окраски, шпатлевку и шлифовку. Здесь же обычно подкрашивают небольшие участки кузова и его деталей. На окрасочном участке наносят грунт и высушивают его, частично или полностью окрашивают кузов, а также наносят противошумную мастику и противокоррозионное покрытие. Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой, выполняют в специальных герметических камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, исключающей возможность образования в камерах взрывоопасных концентраций и проникновения из камер в помещение участка паров растворителя и тумана краски. Подготовку смесей, приготовление лаков и красок, разбавление растворителей, мойку пистолетов и красконагнетательных бачков и другие связанные с этими операциями процессы осуществляют в специальных вентилируемых помещениях краско-приготовительного отделения.
Кроме производственных участков на СТОА предусмотрены:
- 1. Административно-бытовые помещения.
- 2. Помещение для клиентов.
- 3. Отдел главного механика.
- 4. Автомобиле - места ожидания.
- 5. Компрессорное отделение.
- 6. Склад масел и маслораздаточная колонка.
- 7. Склад запасных частей и материалов.
- 8. Инструментально-раздаточная кладовая.
- 9. Трансформаторная подстанция.
- 10. Тепловой узел.
Третья составляющая
Оптимизация пропускной способности, типизация средств обслуживания.
Увеличение пропускной способности постов ТО и ТР во многом зависит от простоя автомобиля в ТО и ТР, от полноты оснащения постов современными и высокопроизводительными средствами обслуживания, от выбора формы организации труда ремонтных рабочих, методов ремонта, технологического уровня проведения работ, квалификации ремонтных рабочих, обеспеченности запчастями и другими факторами. Длительность простоя автомобиля в ремонте зависит от следующих факторов:
- пребывание автомобиля в неисправном состоянии до ремонта;
- осмотр автомобиля и оформление заявки;
- установка автомобиля на рабочий пост;
- ожидание начала ремонта на посту;
- демонтажа неисправного агрегата, узла, детали;
- доставка снятого агрегата на ремонт;
- ремонт агрегата;
- доставка исправного агрегата к автомобилю;
- установка отремонтированного агрегата на автомобиль;
- контроль качества ремонта;
- перегон автомобиля на место стоянки.
Четвертая составляющая
Повышение уровня механизации, автоматизации и роботизации технологических процессов.
Механизация - это частичная или полная замена ручного труда человека машинным с сохранением непосредственного участия человека в управлении процессом и для контроля за его выполнением.
Автоматизация - это частичное или полное освобождение человека не только от ручного труда, но и от участия в оперативном управлении технологическим процессом.
Роботизация - это полное исключение исчерпывающего себя по интенсивности физического труда человека и расширение применения более гибких и практически неограниченных для интенсификации интеллектуальных форм труда с применением современных ЭВМ.
Механизация является важнейшим направлением в совершенствовании производственно-технической базы предприятия и оценивается по показателям:
Уровень механизации производственных процессов определяет долю механизированного труда в общих трудозатратах.
Степень механизации производственных процессов определяет замещение рабочих функций человека реально применяемым оборудованием в сравнении с полностью автоматизированными технологическими процессами.
Количество замещаемых оборудованием рабочих функций человека определяется «звенностью» оборудованием (Z), которое характеризует его совершенство.
К ручным (немеханизированным) операциям относятся операции, выполняемые с использованием инструмента и оборудования со звенностью Z=0.
К механизированным относятся операции, выполняемые с использованием инструмента и оборудования со звенностью Z=(1,0...3,0).
К автоматизированным относятся операции, выполняемые с использованием инструмента и оборудования со звенностью Z=(3,5...5,0).
Показатели технического уровня технологического оборудования.
1. Показатели назначения характеризуют степень соответствия оборудования его целевому назначению, представленные в виде технических характеристик.
2. Показатели экономичного использования сырья, материалов, топлива, энергии при выборе технологического оборудования учитывают с позиции наличия или отсутствия источников энергии и сырья в местах использования выбираемого оборудования.
3. Показатели технологичности характеризуют ее как совокупность свойств конструкции изделия, проявляемых в возможности оптимизации затрат труда, материальных и финансовых средств, времени и других ресурсов при технической подготовке производства, при изготовлении, эксплуатации и ремонте, при выборе оборудования обычно оценивают только с позиции эксплуатации. В этом случае технологичность оборудования выражается его ремонтопригодностью. Некоторые показатели ремонтопригодности технологического оборудования могут быть установлены по информации руководства по эксплуатации -число видов используемых смазочных материалов, периодичность плановых обслуживании и т. д.
4. Показатели транспортабельности применяются при оценке мобильности технологического оборудования. Оценка транспортабельности технологического оборудования на стадии его выбора обычно не представляет особой сложности, поскольку оборудование на продажу чаще всего поступает от производителя в упакованном виде применительно к конкретному виду транспорта (автомобильному, железнодорожному, водному или воздушному).
5. Эргономические показатели характеризуют технологическое оборудование в системе человек - машина и учитывают его приспособленность к антропометрическим, биомеханическим, физиологическим и инженерно-психологическим свойствам человека, проявляющимся в производственных процессах. Количественно выражаемые эргономические показатели могут быть приведены в руководстве по эксплуатации технологического оборудования, часть показателей может быть оценена при демонстрации работы оборудования на презентациях (показах нового оборудования на выставках).
6. Экологические показатели технологического оборудования характеризуют уровень его вредного воздействия на окружающую среду в процессе эксплуатации. В общем случае это могут быть химические, механические, биологические, световые, звуковые, радиационные и другие воздействия. При оценке уровня качества оборудования по этим показателям исходят из требований и конкретных норм по охране окружающей среды, устанавливаемых государственными и международными стандартами в области охраны окружающей среды. Достаточно убедительным подтверждением качества технологического оборудования по этим показателям может служить выдаваемый в установленном порядке сертификат соответствия.
7. Группа показателей безопасности технологического оборудования характеризует такое состояние условий труда, при котором с определенной вероятностью исключена опасность, т. е. возможность повреждения (травмы, увечья) или ухудшения (профессиональные заболевания) здоровья человека. Оценка безопасности оборудования предполагает соблюдение нормальных условий его эксплуатации с учетом вероятностной природы проявления опасных и вредных для здоровья человека факторов. Качественным показателем безопасности может быть наличие средств индивидуальной защиты, устройств автоматической остановки процесса при возникновении опасных ситуаций и других, специально предусмотренных средств, наличие которых может быть выявлено при анализе конструкции оборудования.
Требования безопасности технологического оборудования:
- материалы конструкции оборудования не должны оказывать опасное и вредное воздействие на организм человека на всех заданных режимах работы и предусмотренных условиях эксплуатации, а также создавать пожаровзрывоопасные ситуации;
- оборудование должно быть оснащено устройствами, предотвращающими возникновение разрушающих нагрузок, или иметь ограждения, исключающие создание травмоопасных ситуаций при разрушении деталей;
- конструкция оборудования и его отдельных частей должна исключать возможность их падения, опрокидывания и самопроизвольного смещения при всех предусмотренных условиях эксплуатации и монтажа. При необходимости должны быть предусмотрены специальные средства и методы закрепления элементов конструкции;
- конструкция оборудования должна исключать выбрасывание предметов (инструментов, обработанных деталей, стружки и т. п.), представляющих опасность для работающих, а также выбросы смазывающих, охлаждающих и других рабочих жидкостей;
- движущиеся или горячие части оборудования, являющиеся возможными источниками травмоопасности, должны быть ограждены или расположены так, чтобы исключить возможность прикасания к ним. С этой целью часто используют двуручное управление, когда механизмы приводятся в движение только тогда, когда обе руки находятся на специально предусмотренном месте (этот метод часто применяют в конструкции штамповочного оборудования). В непосредственной близости от движущихся частей могут быть установлены специальные органы управления аварийным остановом, автоматически срабатывающие при приближении работающего к опасной зоне;
- конструкция защитного ограждения должна исключать самопроизвольное перемещение из положения, обеспечивающего защиту работающего, и допускать его перемещение только с помощью инструмента. Если защитное ограждение находится в положении, не обеспечивающем защитные функции, то, желательно, чтобы происходила автоматическая блокировка функционирования технологического оборудования;
- конструкция зажимных, захватывающих, подъемных и загрузочных устройств или их приводов должна исключать возможность возникновения опасности при полном или частичном самопроизвольном прекращении подачи энергии, а также исключать самопроизвольное изменение состояния этих устройств при восстановлении подачи энергии;
- элементы оборудования не должны иметь острых углов, кромок, заусенцев и поверхностей с неровностями, представляющих опасность травмирования работающих;
- части оборудования, механическое повреждение которых может вызвать возникновение опасности, должны быть защищены;
- оборудование, являющееся источником шума, ультразвука и вибрации, вредных веществ и микроорганизмов, должно быть выполнено так, чтобы вредные проявления не превышали установленных норм;
- технологическое оборудование должно быть оснащено местным освещением, если его отсутствие может явиться причиной перенапряжения органа зрения работника или повлечь за собой другие виды опасности;
- конструкция оборудования должна исключать ошибки при монтаже, которые могут явиться источником опасности;
- система управления технологическим оборудованием должна включать средства экстренного торможения и аварийного останова (выключения), если их использование может уменьшить или предотвратить опасность;
- конструкция и расположение средств, предупреждающих о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации.
Требования по организации рабочего места:
- при проектировании рабочего места в зависимости от характера работы следует работу в положении сидя предпочитать работе в положении стоя или обеспечить возможность чередования обоих положений;
- конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение элементов (органов управления, средств отображения информации, вспомогательного оборудования и др.) должны обеспечивать безопасность при использовании технологического оборудования по назначению, его техническом обслуживании, ремонте и уборке;
- размеры рабочего места и размещение его элементов должны обеспечивать выполнение рабочих операций в удобных рабочих позах и не затруднять движения работающего;
- при конструировании органов управления и их размещении в моторном поле рабочего места должны быть учтены физиологические особенности двигательного аппарата человека. Например, допустимое усилие нажатия на педаль всей ногой в положении сидя при частоте использования более 120 раз/ч составляет 40 Н, при редких нажатиях (не более 2 раз/ч) - 200 Н и т. п;
- органы управления должны быть размещены на рабочем месте с учетом рабочей позы, функционального назначения органа управления, частоты применения, последовательности использования, функциональной связи с соответствующими средствами отображения информации;
- расстояние между органами управления должно исключать возможность изменения положения органа управления при манипуляции со смежным органом управления;
- при необходимости рабочие места должны быть оборудованы средствами пожаротушения и другими средствами, используемыми в аварийных ситуациях, которые могут возникать при эксплуатации технологического оборудования;
- взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации при аварийных ситуациях.
8. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида технологического оборудования. При выборе технологического оборудования оценка его эстетических показателей в принципе не составляет большой сложности при наличии определенного вкуса и представлений о современной моде.
9. Показатели стандартизации и унификации технологического оборудования характеризуют насыщенность его конструкции стандартными, унифицированными и оригинальными частями. Как правило, увеличение доли стандартных элементов в составе оборудования снижает его стоимость и делает более прогнозируемыми показатели надежности. Конструктивная унификация направлена на технически обоснованную минимизацию числа используемых типов комплектующих, что также снижает стоимость оборудования и делает более прогнозируемыми показатели надежности. Удачное использование оригинальных технических решений в конструкции оборудования позволяет получать качественно новые эксплуатационные свойства оборудования. Технологическое оборудование должно иметь оптимальное сочетание стандартных, унифицированных и оригинальных элементов.
10. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты конструкции оборудования. Патентная чистота выражает правовую возможность реализации оборудования как внутри страны, так и за рубежом. Патентная защита оборудования, содержащего элементы новизны, ограничивает его использование в странах, в которых не получены патенты на данное оборудование. Патентно-правовые вопросы в основном решаются производителем оборудования. Потребителя оборудования эти вопросы интересуют только в аспекте новизны и перспективности выбираемого технологического оборудования.
11. Показатели надежности предлагаемого потребителю оборудования в руководстве по эксплуатации, как правило, полностью отсутствуют. В этих условиях при выборе технологического оборудования оценка его качества и надежности может производиться только на основе косвенных показателей.
Достаточно наглядным косвенным показателем надежности оборудования может служить срок его гарантийного обслуживания. Сопоставляя цену, в которую производитель включает стоимость гарантийных ремонтов оборудования, и продолжительность гарантийного периода можно получить некоторое представление о безотказности и ремонтопригодности оборудования.
Более сложной задачей является оценка качества оборудования, и в частности его надежности, по результатам анализа конструктивных особенностей оборудования. На основе такого анализа следует, прежде всего, спрогнозировать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость технологического оборудования, установить характер производства оборудования: массовое, серийное или мелкосерийное. При массовом производстве продукции показатели ее качества, как правило, более стабильные. Массовый выпуск обычно производят после проведения серьезных доводочных работ, поэтому такая продукция имеет низкую себестоимость (цену) при более высоком качестве.
Своеобразным косвенным показателем надежности технологического оборудования может служить имидж фирмы-производителя, в связи с этим следует остерегаться подделок. Недобросовестные фирмы могут выбирать себе названия и торговые марки, весьма незначительно отличающиеся от Торговых марок заслуженно уважаемых фирм. При выборе технологического оборудования всегда следует учитывать наличие возможности поддержания его работоспособности ремонтными службами потребителя или за счет сервисного обслуживания производителем и его дилерами. Это зависит не только от ремонтопригодности конструкции оборудования, но и наличия соответствующей выбранному оборудованию производственной базы ремонтного производства и специалистов ремонтников
12. В качестве экономического показателя качества технологического оборудования при его выборе чаще всего выступает цена и себестоимость работы оборудования, т. е. себестоимость машино-часа. При выборе технологического оборудования лучшим вариантом будет тот, который дает наименьшие значения этих показателей.
Этапы механизации производственных процессов ТО и ТР на предприятии автомобильного транспорта.
На 1-ом этапе, основная цель которого приближение уровня оснащения оборудованием в соответствие с типовым Табелем, необходимо:
- механизирование производственных процессов, требующих малоквалифицированного и ручного труда;
- оснащение оборудованием производственных участков, обеспечивающего экономию топливно-энергетических ресурсов и защиту окружающей среды;
- механизирование производственных процессов и участков по работам, увеличивающих производительность труда, повышение качества ТО и ТР автомобилей и прибыли, получаемой от механизации;
- первоочередная механизация производственных процессов с уровнем механизации ниже среднеотраслевого;
- организация ТО и ТР технологического оборудования.
На 2-ом этапе продолжаются работы 1-го этапа, и обеспечивается выход ПТБ на оптимальный уровень механизации ТО и ТР в целом по предприятию (30...35)%.
На 3-ем этапе обеспечивается выход отрасли на технически возможный уровень механизации процессов ТО и ТР 43...45%.
Пятая составляющая
Специализация предприятий ПТБ.
Разукрупнение автопредприятий и развитие предпринимательства привело к сосредоточению значительного количества автомобилей на малых по размеру предприятиях с увеличенной разномарочностью и разнотипностью парков, появлению тенденции развития специализированных производств, централизации ТО и ТР с большей, чем на малых предприятиях, производственной программой создало предпосылки более эффективного производства. Это проявляется в виде концентрации, кооперирования и специализации.
Концентрация - это объединение производственно-технической базы, трудовых и других ресурсов для выполнения работ ТО и ТР подвижного состава автомобильного транспорта. Концентрация ПТБ связана с укрупнением автомобильного парка и созданием единой организационно-управленческой структуры предприятия, что приводит к росту производственной программы.
Специализация - это ориентация производства на выполнение определенного вида ограниченной номенклатуры работ по ТО и ремонту подвижного состава, агрегатов, систем, позволяющая эффективно использовать прогрессивные технологические процессы, производительное оборудование, привлекать квалифицированный персонал.
Кооперирование - это совместное выполнение определенных работ или их частей по ТО и ремонту подвижного состава двумя или несколькими предприятиями или производственными подразделениями, предусматривающее организацию между ними четких технологических, организационно-управленческих, хозяйственных и информационных связей.
В системе поддержания работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования различают следующие виды специализации:
1. Межотраслевая - это специализация, проявляющаяся, например, в сотрудничестве объединения по производству большегрузных автомобилей КамАЗ с предприятием по ремонту агрегатов, входящим в состав другого ведомства.
2. Отраслевая - это специализация внутри автотранспортной отрасли, например, специализация ремонтных предприятий по видам агрегатов и систем.
3. Региональная - это специализация внутри региона (территориальное объединения автомобильного транспорта). Специализированные цехи по ремонту электрооборудования, топливной аппаратуры, восстановлению деталей, механической обработке, проведению ТО-2, окраски, противокоррозийной защиты, замены агрегатов и т. д.
4. Внутрихозяйственная - это специализация участков или постов на автотранспортном предприятии или объединение по конкретным видам работ. Например, моторный участок, зона ТО-2, пост по замене силового агрегата, пост диагностирования.
5. Внутрицеховая (внутриучастковая или внутрипостовая) - это специализация одного или группы рабочих с соответствующим технологическим оборудованием по выполнению определенных операций или стадий технологического процесса внутри участка или поста. Например, специализация по разборке, комплектовке, сборке и обкатке силового агрегата на моторном участке.
При региональной специализации выделяются следующие формы:
1. Предметная - это специализация подразделений инженерно-технической службы на проведении работ ТО и ТР определенных видов подвижного состава; при этом на одном предприятии или в подразделении сосредоточивается различное технологическое оборудование для выполнения комплекса операций по обеспечению работоспособности. Например, производственно-технические комбинаты по централизованному обслуживанию автомобилей семейства КамАЗ.
2. Агрегатно-узловая - специализация подразделений на ТО и ТР агрегатов, узлов, систем. Например, централизованные мастерские по КР двигателей, установке и ремонту газобаллонного оборудования, компьютерных систем.
3. Подетальная - специализация на восстановлении или изготовлении деталей всех видов подвижного состава. Например, мастерские по восстановлению коленчатых валов.
4. Технологическая - специализация подразделений на выполнении однородных технологических процессов, операций или группы операций, основанная на общности основного технологического оборудования. Например, мастерские, СТОА, централизованные участки по окраске автомобилей, шиномонтажным работам и т. д.
5. Регламентно-технологическая - специализация по видам ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2).
6. Функциональная - специализация вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс предметами и средствами труда, а также создание необходимых условий труда и быта.
Шестая составляющая
Кооперация предприятий ПТБ на отраслевом и региональном уровнях.
Специализация производства требует развития кооперации предприятий ПТБ на отраслевом и региональном уровнях, заключающего в кооперационном выполнении определенной работы или выпуска различной продукции несколькими производственными подразделениями на базе различных автотранспортных предприятий с последующим обменом услугами или продукцией по кооперативным связям.
Пути развития производственно-технической базы
На основе анализа состояния ПТБ действующих предприятий автомобильного транспорта и прогноза развития подвижного состава, учета ограничений в капитальных вложениях разработана концепция совершенствования ПТБ на отраслевом уровне, в которой рассматривается три варианта развития производственно-технической базы.
1-й вариант. Совершенствование существующей ПТБ без существенного изменения ее структуры и принципов функционирования.
Основные направления совершенствования ПТБ:
- реконструкция и техническое перевооружение существующих предприятий с доведением их до нормативной обеспеченности производственно-складскими площадями, рабочими постами и средствами механизации;
- специализация и кооперация АТП по выполнению наиболее сложных видов работ ТО и ТР;
- частичная кооперация предприятий автомобильного транспорта с авторемонтными заводами и авторемонтными мастерскими при выполнении работ текущего ремонта;
- совершенствование методов управления производственными процессами;
- переход на хозрасчетные отношения между технической и эксплуатационной (перевозочной) службами.
2-й вариант. Создание развитой системы специализации и кооперации производства ТО и ремонта главным образом для автомобильного транспорта общего пользования.
Предусматривается специализация и кооперация предприятий с доведением этих форм до рационального уровня. При этом возможно как сохранение существующей организационной структуры ПТБ, так и ее изменение на базе введения полной хозяйственной самостоятельности инженерно-технической службы.
3-й вариант. Организация ПТБ на основе концентрации, специализации и кооперации производства на региональном уровне независимо от ведомственной принадлежности подвижного состава.
Предусматривается создание единой системы организации ПТБ для ТО и ТР подвижного состава региона вне зависимости от ведомственной подчиненности. Увеличение до 80-85% обслуживаемого парка региона позволит наиболее полно реализовать преимущества специализации, кооперации и индустриальных способов выполнения работ, принципы хозяйственных отношений между технической и эксплуатационными службами.
Реализовать программу развития ПТБ по каждому варианту в отдельности невозможно. Все варианты взаимосвязаны и в перспективе будут реализовываться одновременно, но в различных масштабах.
Так, 1-й вариант практически осуществляется в течение последних лет, и поэтому продолжение его в больших масштабах целесообразно в начальный период развития ПТБ в виде перехода к последующим вариантам.
Как показывает предварительная оценка вариант развития ПТБ, наиболее высокие технико-экономические показатели будут достигнуты для 3-го варианта.
Однако для его реализации необходим более высокий исходный уровень развития ПТБ, который может быть достигнут при 2-м варианте.
Таблица 3.3. Сравнительная оценка основных технико-экономических показателей различных вариантов развития ПТБ
Показатель | Изменение показателя по вариантам, % | ||
1-й | 2-й | 3-й | |
Коэффициент технической готовности | 3,0...5,0 | 5,5...7,5 | 7,0...9,0 |
Производительность труда ремонтных рабочих | 30...40 | 50...55 | 60...65 |
Сокращение удельных затрат на ТО и ТР | 15...20 | 20...25 | 30...35 |
Формы развития ПТБ
1. Новое строительство предусматривает возведение комплекса зданий и сооружений основного (ТО, ТР, хранение подвижного состава), административно-бытового и технического назначения (трансформаторная, насосная, компрессорная подстанции и т. д.) вновь создаваемого предприятия, а также зданий и сооружений филиала или отдельного производства действующего предприятия, сооружаемых на новом земельном участке с целью создания дополнительных производственных мощностей, которые после ввода в эксплуатацию должны находиться на самостоятельном балансе. К новому строительству относится также возведение на новом земельном участке предприятия, сооружаемого взамен предприятия, подлежащего ликвидации по той или иной причине - технической; санитарной, градостроительной, экологической, социальной и т. п.
2. Расширение предприятий предусматривает строительство (дополнительно к имеющимся) новых зданий и сооружении на существующей территории предприятия, а также увеличение площади существующих зданий и сооружений за счет пристройки или надстройки их с целью создания дополнительных производственных мощностей.
3. Реконструкция предприятий предусматривает переустройство существующих зданий и сооружений, связанное с совершенствованием технологических процессов, внедрением нового прогрессивного оборудования, повышением эффективности функционирования ПТБ, улучшением санитарно-гигиенических условий труда, осуществлением технических мероприятий по улучшению охраны окружающей среды. В отличие от расширения реконструкция предприятия осуществляется, как правило, без увеличения площади зданий и сооружении. При реконструкции предприятия должно обеспечиваться увеличение производственной мощности за счет устранения диспропорций между отдельными элементами ПТБ, повышения уровня механизации производственных процессор, роста производительности труда без увеличения общей численности производственных рабочих. При реконструкции предприятия допускается производить расширение, существующих зданий и сооружений, а также их новое строительство в случаях, когда:
- параметры существующих зданий и сооружений не отвечают требованиям технической эксплуатации новых типов подвижного состава (например, автомобилей особо большой грузоподъемности, автопоездов и сочлененных автобусов, автомобилей с двигателями, работающими на газе и т. п.), а также не позволяют обеспечить внедрение новых прогрессивных технологических процессов или нового оборудования;
- существующие здания и сооружения имеют значительный моральный и физический износ, препятствуют дальнейшему развитию ПТБ предприятий и в силу технических или экономических условий подлежат полному или частичному сносу.
4. Техническое перевооружение предприятий предусматривает выполнение комплекса мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня производства или отдельных элементов ПТБ без увеличения общей мощности предприятия. Техническое перевооружение проводится с целью:
- замены морально устаревшего и физически изношенного основного технологического оборудования;
- модернизации природоохранных объектов;
- подключения предприятия к централизованным источникам теплоснабжения, электроэнергии, водоснабжения;
- внедрения бессточных оборотных систем водоиспользования;
- переустройства инженерных сетей и коммуникаций, систем отопления и вентиляции;
- внедрения средств научной организации труда, автоматизированных систем управления, электронно-вычислительной техники.
При техническом перевооружении допускается частичная перестройка существующих зданий и сооружений в том случае, когда это связано с заменой оборудования, усилением несущих конструкций, заменой перекрытий, а также частичная перепланировка без увеличения площади производственно-складских помещений.
Увеличение площади производственно-складских помещений допускается производить только в том случае, когда это обусловлено габаритными размерами нового подвижного состава или техническими параметрами технологического и инженерного оборудования.
Рынок услуг подсистемы технической эксплуатации и сервиса по обеспечению работоспособности, сохранности и подготовки к использованию автотранспортных средств всех форм собственности в течение всего периода эксплуатации с момента приобретения и до списания называется вторичным рынком.
Разнообразие предприятий и форм обслуживания на отечественном вторичном рынке обуславливает новые формы обслуживания в конкурентной среде.
1. Фирменные и дилерские предприятия (15...25% объемов работ).
2. Независимые сервисные и ремонтные предприятия (40...60% объемов работ).
3. Мастерские транспортных предприятий (5...10% объемов работ).
4. Самообслуживание (до 20...25% объемов работ).
Измененные и трансформированные виды работ и услуг, преобладающие на вторичном рынке.
- 1. Подбор и доставка необходимых для предприятия или клиента автотранспортных средств, технологического оборудования, запасных частей и материалов, гарантирование их качества.
- 2. Обеспечение работоспособности конструктивно новых агрегатов и систем автомобиля (впрыск, нейтрализация отработавших газов, автоматические коробки передач, встроенная диагностика, антиблокировочные тормозные системы);
- 3. Контроль и обслуживание систем, обеспечивающих безопасность и комфортабельность (системы освещения, сигнализации и информации, защитные системы, кондиционирование, отопление и вентиляция);
- 4. Переоборудование, обслуживание и ремонт автомобилей, использующих альтернативные виды топлива и энергии;
- 5. Модернизация и тюнинг;
- 6. Кузовные, малярные, антикоррозионные работы с использованием экологически чистых материалов и технологий;
- 7. Замена масел, технических жидкостей по состоянию; их подбор и взаимозаменяемость;
- 8. Более активное и оперативное участие в подготовке и проведении государственного инструментального технического контроля;
- 9. Оценка и подготовка к продаже подержанных автомобилей, включая грузовые и автобусы;
- 10. Оказание помощи на линии, эвакуация, выполнение работ ТО и ТР по месту хранения автомобилей (выездная схема), оказание помощи владельцам при самообслуживании;
- 11. Включение предприятий вторичного рынка в рециклинг, т. е. сбор, утилизацию, вторичное использование, подготовку к переработке отходов и утиля, в том числе и с использованием зачета остаточной стоимости;
- 12. Информационное обеспечение владельцев автотранспортных средств, транспортных предприятий и производителей.
Комментарии к этой статье