Поз. | № запасной части | Наименование |
1 | - | Магистраль высокого давления |
2 | - | Сервисный порт высокого давления |
3 | - | Сервисный порт низкого давления |
4 | - | Терморегулирующий вентиль |
5 | - | Испаритель |
6 | - | Датчик давления хладагента |
7 | - | Ресивер-осушитель |
8 | - | Конденсатор |
9 | - | Компрессор системы кондиционирования воздуха (A/C) |
10 | - | Магистраль низкого давления |
Система A/C передает тепло из салона наружному воздуху для обеспечения отопителя осушенным холодным воздухом.
Система A/C является герметичной замкнутой системой, которая, в качестве теплоносителя, заправлена зарядом хладагента R134a. Масса заряда хладагента для автомобилей i6 и TD4 - 730 г. Для смазки внутренних элементов компрессора A/C в хладагент добавляется масло.
Хотя компрессоры A/C, устанавливаемые на бензиновые двигатели i6 и дизельные двигатели TD4, отличаются друг от друга, они оба являются агрегатами с переменной подачей. Управление подачей (расходом хладагента) осуществляется для согласования тепловой нагрузки испарителя.
Работой системы A/C управляет модуль автоматического управления температурой (ATC). За дополнительной информацией обратитесь к главе: Компоненты управления (412-01 Управление микроклиматом, Описание и принцип действия).
Компрессор системы кондиционирования
ПРИМЕЧАНИЕ: Показан компрессор A/C для двигателя i6, для TD4 аналогично
Компрессор A/C приводится в действие ремнем привода вспомогательных агрегатов двигателя. Он прокачивает хладагент через систему, сжимая пар, поступающий из испарителя при низком давлении и низкой температуре, и направляя в конденсатор сжатый пар с высокой температурой и высоким давлением.
Чтобы не допустить создания в системе избыточного давления, с выпускной стороны компрессора A/C установлен предохранительный клапан. Предохранительный клапан сбрасывает избыточное давление в моторное отделение.
i6
Автомобили I6 оснащены компрессором A/C с регулируемой подачей Zexel-Valeo KC-88. Подача компрессора управляется модулем управления двигателем (ECM), основываясь на сигналах текущей температуры испарителя и заданной температуры испарителя, получаемых от модуля ATC. Основываясь на этих значениях, ECM вычисляет требуемую подачу компрессора и подает широтно-импульсно модулированный сигнал к электромагнитному клапану компрессора. Электромагнитный клапан компрессора установлен на задней стороне компрессора и интерпретирует сигнал PWM, как значение подачи, и соответствующим образом изменяет положение внутренней наклонной шайбы. За дополнительной информацией обратитесь к главе: Компоненты управления (412-01 Управление микроклиматом, Описание и принцип действия).
ECM также уменьшает подачу компрессора A/C в соответствии с его минимальным уровнем, если запрашивается полное открывание дроссельной заслонки или функция "kick down" в автоматической коробке передач. Эта функция отсутствует на автомобилях, предназначенных для стран Персидского залива.
Включение муфты компрессора управляется ECM. За дополнительной информацией обратитесь к главе: Компоненты управления (412-01 Управление микроклиматом, Описание и принцип действия).
TD4
Автомобили TD4 оснащены компрессором A/C с регулируемой подачей Visteon VS16. Подача управляется клапаном управления, который встроен в компрессор. Клапан управления измеряет давление хладагента на впуске и выпуске компрессора и соответствующим образом регулирует угол расположения внутренней наклонной шайбы.
ПРИМЕЧАНИЕ: Внешнее управление углом наклонной шайбы компрессора A/C не предусмотрено. Следовательно, подача компрессора не контролируется и не рассчитывается каким-либо внешним органом управления.
Включение муфты компрессора управляется ECM. За дополнительной информацией обратитесь к главе: Компоненты управления (412-01 Управление микроклиматом, Описание и принцип действия).
Конденсатор
Поз. | № запасной части | Наименование |
1 | - | Конденсатор |
2 | - | Ресивер-осушитель |
Конденсатор предназначен для преобразования паров хладагента из газообразной фазы высокого давления, полученной в компрессоре, в жидкую и для отвода тепла от хладагента в окружающую среду. Конденсатор установлен непосредственно перед радиатором системы охлаждения. Два кронштейна, расположенные на бачках, служат для крепления конденсатора к бачкам радиатора.
Конденсатор, основными элементами которого являются два бачка и расположенный между ними теплообменник из оребренных труб, относится к классу конденсаторов дополнительного охлаждения. Перегородки в бачках делят конденсатор на четыре восходящие секции (конденсирующие) и две нисходящие секции (дополнительного охлаждения).
Правый бачок имеет порты для подсоединения магистрали высокого давления от компрессора A/C и магистрали низкого давления, идущей к испарителю.
Ресивер-осушитель
Ресивер-осушитель встроен в левый бачок конденсатора, он удаляет твердые включения и влагу из хладагента. Он также работает в качестве бачка для хранения жидкого хладагента, чтобы компенсировать влияние изменения тепловой нагрузки в испарителе.
Хладагент, поступая в ресивер-осушитель, проходит через фильтр и влагопоглотитель, затем собирается в нижней части ресивера-осушителя и через выпускной трубопровод возвращается в конденсатор.
Датчик давления хладагента
Датчик давления хладагента подает модулю ATC входной сигнал давления от стороны высокого давления системы хладагента. Датчик давления хладагента имеет постоянное проводное соединение с ECM, который использует сигнал для управления работой компрессора A/C и расчета дополнительной нагрузки на двигатель, возникающей при работе компрессора A/C. Кроме того, ECM передает сигнал высокого давления хладагента по шине CAN к центральной электрораспределительной коробке (CJB). CJB подает по среднескоростной шине CAN сигнал к модулю ATC на увеличение при необходимости количества рециркулирующего воздуха.
Датчик давления хладагента располагается в магистрали между конденсатором и терморегулирующим вентилем. За дополнительной информацией обратитесь к главе: Компоненты управления (412-01 Управление микроклиматом, Описание и принцип действия).
Терморегулирующий вентиль
Поз. | № запасной части | Наименование |
1 | - | Дозирующий клапан |
2 | - | Корпус |
3 | - | Диафрагма |
4 | - | Датчик температуры |
5 | - | Выпускной канал испарителя |
6 | - | Впускной канал от испарителя |
Терморегулирующий вентиль предназначен для регулирования количества хладагента, поступающего в испаритель в соответствии с тепловой нагрузкой от воздуха, проходящего через испаритель.
Терморегулирующий вентиль блочного типа расположен за отопителем и соединен с впускным и выпускным портами испарителя. В алюминиевом корпусе терморегулирующего вентиля находятся впускной и выпускной каналы. В впускном канале установлен дозирующий клапан с подпружиненным шариком, а в выпускном канале находится датчик температуры. Роль датчика температуры играет термобаллон, соединенный с полостью над мембраной. Нижняя часть термобаллона воздействует на шарик дозирующего клапана. Давление над мембраной зависит от температуры на выпуске испарителя, которая передается по капиллярной трубке термобаллона. Нижняя часть мембраны воспринимает давление на выпуске испарителя.
Жидкий хладагент поступает через дозирующий клапан в испаритель. Сужение в дозирующем клапане снижает давление и температуру хладагента. Это сужение также преобразует поток жидкого хладагента в тонкую струю, что способствует улучшению процесса испарения. Проходя через испаритель, хладагент поглощает тепло из воздуха, пропускаемого через испаритель. При нагреве хладагент испаряется и его давление увеличивается.
Температура и давление хладагента на выходе из испарителя воздействуют на термобаллон и на мембрану, которые регулируют проходное сечение дозирующего клапана и, соответственно, количество хладагента, проходящего через испаритель. Чем теплее воздух, омывающий испаритель, тем интенсивнее испаряется хладагент и тем большее количество хладагента проходит через дозирующий клапан.
Испаритель
Испаритель установлен в отопителе между вентилятором обдува и радиатором отопителя и поглощает тепло из воздуха, поступающего либо снаружи (приточный режим), либо из салона (режим рециркуляции). В испарителе холодный жидкий хладагент, находящийся под низким давлением, превращается в пар, поглощая большое количество тепла в процессе изменения агрегатного состояния.
Б ольшая часть влаги, содержащейся в воздухе, который проходит через испаритель, конденсируется и сливается из отопителя по сливному трубопроводу под днище автомобиля.
Магистрали хладагента
Диаметр магистралей хладагента в разных частях контура системы кондиционирования меняется для поддержания равных скоростей потока хладагента в соответствии с двумя режимами давления и температуры. Хладагент с низким давлением и температурой проходит по магистралям большого диаметра, а нагретый хладагент с высоким давлением проходит по трубопроводам с меньшим диаметром.
В магистрали низкого давления, идущей к компрессору A/C, и в магистрали высокого давления от конденсатора используются облицованные нейлоном резиновые шланги низкой проницаемости. Остальная часть магистралей хладагента изготовлена из стали.
Для обслуживания системы в магистралях хладагента предусмотрены порты низкого и высокого давления.
Схема управления
ПРИМЕЧАНИЕ: A = Жидкий хладагент; B = Пары хладагента; C = Воздушный поток
Поз. | № запасной части | Наименование |
1 | - | Испаритель |
2 | - | Терморегулирующий вентиль |
3 | - | Сервисный порт высокого давления |
4 | - | Датчик давления хладагента |
5 | - | Вентилятор охлаждения двигателя |
6 | - | Конденсатор |
7 | - | Ресивер-осушитель |
8 | - | Компрессор A/C |
9 | - | Сервисный порт низкого давления |
10 | - | Вентилятор охлаждения |
Для достижения эффекта теплопередачи осуществляется принудительная циркуляция хладагента, который дважды претерпевает изменение агрегатного состояния. В процессе каждого изменения агрегатного состояния происходит наибольшее поглощение или выделение тепла.
Сторона низкого давления/ низкой температуры - от терморегулирующего вентиля, через испаритель к компрессору. Давление и температура хладагента уменьшается в терморегулирующем вентиле, а затем в испарителе хладагент изменяет свое агрегатное состояние, переходя из жидкости в пар , что сопровождается поглощением тепла.
Сторона высокого давления/ высокой температуры - от компрессора, через конденсатор и ресивер-осушитель к терморегулирующему вентилю. Давление и температура хладагента, когда он проходит через компрессор, увеличиваются, затем происходит выделение тепла, и в конденсаторе хладагент переходит из пара в жидкость.
Работой системы A/C управляет модуль автоматического управления температурой (ATC). За дополнительной информацией обратитесь к главе: Компоненты управления (412-01 Управление микроклиматом, Описание и принцип действия).
Комментарии к этой статье